Основным направлением деятельности прокуратуры города в сфере действия органов местного самоуправления является надзор за соответствием нормативных правовых актов о местном самоуправлении, издаваемых должностными лицами и органами местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Тамбовской области.

Надзор за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов является универсальным механизмом выявления, пресечения и предупреждения нарушений закона в сфере действия местного самоуправления.     

Наиболее распространенные нарушения закона со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления затрагивают сферы бюджетного, о, жилищного, хозяйственного и административного законодательства.

Выявление незаконных нормативных правовых актов производится                    на основании приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

         По результатам проведенного мониторинга во втором полугодии  оспорено  37 нормативных правовых актов как несоответствующих федеральному законодательству.

      Профилактический характер надзора состоит в том, что, пресекая нарушение закона, прокуратура частично прекращает практику применения аналогичных норм незаконных правовых актов.

       Основной формой, предупреждающей принятие незаконных нормативных актов, является участие прокуратуры в процессе нормотворчества органов местного самоуправления посредством проведения консультаций, включения представителя прокуратуры в рабочую группу для обсуждения проектов, их правовой экспертизы, внесения изменений и дополнений на стадии рассмотрения представительным органом, инициирования разработки проекта.

        На качество и эффективность правотворчества на муниципальном уровне нацеливают приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 №155 и от 17.09.2007  №144, а также распорядительные документы прокуратуры Тамбовской области.

                Прокуратурой города организована работа по обеспечению правотворческой деятельности. Прокуратурой города принимаются необходимые меры, направленные на предотвращение принятия органами местного самоуправления НПА, противоречащих федеральному законодательству, посредством изучения НПА на проектной стадии, участия в работе сельских советов  при разработке НПА. Обеспечивается работа в сфере нормотворчества с Моршанским городским и районным Советом народных депутатов, администрацией г.Моршанска и Моршанского района и 16 органами местного самоуправления муниципальных образований района.

          Во втором полугодии  2019 году активно использовались такие формы взаимодействия как проведение межведомственных совещаний, семинаров по вопросам нормотворчества, обеспечивалось участие в заседаниях представительных органов местного самоуправления, в том числе                                           по рассмотрению проектов НПА.

          В анализируемый период (второе полугодие 2019 года) во исполнение положений федеральных законов органами местного самоуправления  города  и района принят 521  НПА.

По инициативе прокуратуры города органами местного самоуправления города и района принято 68 НПА.

В порядке законодательной инициативы прокурором города внесено 16 проектов НПА, приняты 16.

В связи с динамикой изменений федерального законодательства направлено 3 информации.

В план правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований включено 48 предложений прокуратуры города.

Работниками прокуратуры города обеспечено участие в 56 заседаниях  представительных органов местного самоуправления.

Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется сопровождение проектов НПА, разрабатываемых органами местного самоуправления.

В анализируемом периоде прокуратурой города изучено 557 проектов нормативных правовых актов, из них на 47 проектов НПА подготовлены заключения.

Все замечания прокуратуры города на проекты НПА органов местного самоуправления учитываются (из 47 заключений с замечаниями учтено – 47).

Так, на проекты постановлений администрации г.Моршанска о внесении изменений в административные регламенты направлено  24 заключения, из них 3 – на административные регламенты в сфере муниципального  контроля,                         1- заключение  на муниципальную программу.

Заключения направлялись  и на проекты постановлений администрация Моршанского района. Направлено 5 заключений на проекты постановлений                        о внесении изменений в административные регламенты.

18 заключений было направлено на проекты постановлений о внесении изменений в административные регламенты администраций сельсоветов.

Например, на  проект постановления администрации Алгасовского сельсовета «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Алгасовского сельсовета от 22.08.2014 № 116 «Оформление документов на обмен жилыми помещениями муниципального жилищного фонда» 09.10.2019 было направлено заключение.

На проект постановления администрации Алкужборковского сельсовета «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля сохранностью автомобильных дорог местного значения в Алкужборковском сельсовете Моршанского района Тамбовской области» заключение направлено 09.12.2019.Аналогичное заключение направлено на проект постановления администрации Вановского, Серповского сельсовета.

16.09.2019 по итогам проведения правовой экспертизы направлено заключение  на проект постановления администрации Ивенского сельсовета                               «О внесении изменений в постановление администрации сельсовета                                 от 19.05.2011 № 71 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

В целях улучшения качества муниципального нормотворчества прокуратурой города практикуется проведение учебно-методических семинаров, рабочих групп по вопросам разработки и принятия НПА.