В настоящее время налоговыми органами реализуется отраслевой проект по обеспечению соблюдения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания, законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ).

Цель настоящего проекта состоит в побуждении применения субъектами оказывающими услуги общественного питания, в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники и как следствие повышения роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных и конкурентных условий ведения бизнеса.

В связи с этим Инспекция напоминает, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Таким образом, при оказании услуг, в том числе услуг общественного питания, организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ. Действующее законодательство предусматривает исключения в следующих случаях:

- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

- при осуществлении расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, можно не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Закона №54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ. По Тамбовской области список таких местностей утвержден Приказом управления по развитию промышленности и торговли Тамбовской области от 03.03.2020 № 46 «Об утверждении перечня отдаленных и труднодоступных местностей на территории Тамбовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов». В тоже время необходимо учитывать, что данный пункт не распространяется на расчеты в связи с продажей подакцизных товаров.

Следует отметить, что для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры при оказании услуг, в том числе услуг общественного питания, предусмотрена отсрочка Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», так они вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие услуги до 1 июля 2021 года.

Инспекция обращает внимание, что самыми распространёнными нарушениями в сфере общественного питания являются:

- работа без контрольно-кассовой техники;

- невыдача чека;

- выдача чека с некорректными реквизитами (неверно указанно время, дата или место расчета).

Следует учитывать, что за нарушение действующего законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. Нормы статьи содержат следующие составы нарушения и ответственность за них:

часть 2 – неприменение контрольно-кассовой техники (должностные лица в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; юридические лица - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей);

часть 3 - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более (должностные лица дисквалификация на срок от одного года до двух лет; индивидуальные предприниматели и юридические лица - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);

часть 4 - применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей);

часть 5 - непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей);

часть 6 - ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей).

Инспекция акцентирует внимание налогоплательщиков на том, что данной ответственности можно избежать в следующих случаях:

1)        добровольно исполнить обязанность по применению ККТ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении (примечание к ст.14.5 КоАП РФ);

2)        добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (пп. 7 п. 1, п. 2, пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).

При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • • на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
  • • представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.

Для исправления нарушений субъекту, как правило, нужно пробить чеки коррекции методических указаниях по формированию фискальных документов, размещенных на сайте ФНС России (https://kkt-online.nalog.ru) в разделе «Методические указания».

Сотрудниками налоговых органов проводятся мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, которые нарушают требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов и проведения соответствующих контрольных мероприятий. В случае если налогоплательщики сферы общепита продолжают не применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, не фиксировать выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме, то в отношении таких налогоплательщиков будет проводиться соответствующий комплекс контрольных мероприятий.